Для меня ответ однозначный — оба. Только границы этой ответственности разные.

Клиент несет ответственность в вопросе выбора фотографа, в вопросе доверия фотографу, в подготовке к съемке. На самой съемке он тоже несет свою часть ответственности в тех моментах, где надо слушать и слышать фотографа, а если что-то непонятно — не молчать, а задать вопросы или настаивать на своём, если он понимает, что, по его мнению, фотограф делает что-то не то или не так.
И после съемки у клиента тоже есть своя доля ответственности — скачать и сохранить готовые фото, т.к срок хранения итоговых кадров ограничен (ведь после того, как эти сроки пройдут, возможности восстановить фото может и не быть).
🔹
Что касается фотографа, тут список его зон ответственности ничуть не меньше, а порой даже и больше, т.к он все же специалист в своем вопросе и некоторые нюансы клиент может не принимать во внимание просто в силу отсутствия фундаментальных знаний и опыта в теме фотографии и всего, что с ней связано.
Итак, что может входить в зону ответственности фотографа:
- доведение до сведения потребителя информации об условиях, стоимости и сроках предоставления услуги;
- консультирование в вопросах выбора образа и места для съемки. И тут важно — именно консультирование, т. е. решение, какой в конечном счете образ выбрать или где провести фотосессию остается за клиентом.
- выяснить, для чего вообще съемка проводится и исходя из этого предложить примеры/идеи съемки,
- подобрать световую схему, которая позволит подчеркнуть достоинства и скрыть (насколько это возможно) недостатки.
- в случае необходимости, помочь с позированием на самой съемке (если клиент не проф.модель).
- создать доброжелательную и доверительную атмосферу (и до съемки, и в процессе, и даже после)
- если съемка проводится с детьми, тут помимо фотографа еще и нужно уметь побыть аниматором))
Съемка закончена, все разъехались, вот наверно тут-то фотограф может расслабиться, подумает кто-то…

  Ан нет. После съемки задач ничуть не меньше:
— самое важное и основное — скопировать фотографии на неколько носителей (основной и резервный),
— отобрать фото или как минимум удалить технически некачественные фото (промахи по фокусу, дублированные кадры, закрытые глаза и т.д),
— отправить фото на отбор клиенту,
— обработать выбранные кадры,
— в случае, если нужна ретушь отдельных кадров, делается еще и она,
— загрузить фото на Диск и передать ссылку клиенту,
— гарантировать, что в обозначенные сроки эта ссылка будет доступна,
— иногда, дополнительно нужно объяснить, как именно сохранить фото.

Наверняка, я какие-то задачи забыла упомянуть. Но думаю и этого списка вполне достаточно, чтобы понять, насколько большой объем работы выполняет фотограф, помимо традиционного «нажать на кнопочку»)) Ну собственно, на то он и специалист, чтобы бОльшую часть вопросов брать на себя и решать их наиболее эффективным способом.

И, собственно, к чему я это всё. Зона ответственности разная, но у обоих участников фотосессии (клиента и фотографа) она есть. И когда каждый это понимает, когда есть общение (даже скорее понимание друг друга) ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ съемки, результат этой самой съемки будет предсказуем и ожидаем и он будет ровно таким, какой нужен.

Так что — говорите, предлагайте, обсуждайте с фотографом свои идеи. Выслушивайте его мнение и совместно приходите к общему видению будущей фотосесии. Это важно, и это нужно.  

Блог

PRO ответственность за результат. Профессиональный фотограф Геленджик, Новоросийск Виктория Цейс

PRO сроки отдачи фото

Сегодня поговорим о том, через сколько дней после съемки вы получите свои фото
PRO ответственность за результат. Профессиональный фотограф Геленджик, Новоросийск Виктория Цейс

PRO Новогодние фотосессии🎄

Размышления на тему того, какой разноплановой может быть новогодняя фотосессия
PRO ответственность за результат. Профессиональный фотограф Геленджик, Новоросийск Виктория Цейс

PRO контент-фотосессию

Что это такое и кому нужна такая фотосессия?